Все о мотокультиваторах

Содержание

Каково отличие мотокультиватора от мотоблока

Прежде всего, при выборе мотокультиватора необходимо определиться с задачами которые вам предстоит выполнять при помощи данной техники. И тут важно понять, что вам нужно — мотокультиватор или мотоблок.

Мотоблоки — это агрегаты похожие на мотокультиваторы, но имеюшие определенные отличия. Мотоблок, как правило, является более мощной техникой и может сравниться только с мотокультиваторами самого тяжелого класса. Кроме этого данное устройство является более универсальным. Мотоблок может быть в двух исполнениях — с валом отбора мощности (ВОМ) и без него. На агрегаты оснащенные ВОМ можно навешивать активное навесное оборудование в виде:

  • Снегоуборочных деков;
  • Сено- и газонокосилок;
  • Щетки для подметания;
  • Скарификаторы и фрезы, для подготовки почвы и многое другое.

Также можно установить колеса и прицеп. Таким образом, получится своеобразный трактор для перевозки грузов. Однако мотоблок, даже без дополнений, обойдется гораздо дороже мотокультиватора. А навесные элементы, из вышеприведенного списка порой стоят больше самого устройства.

Что из этих двух приспособлений лучше? Зависит от сферы использования и ваших потребностей. Конечно, если от техники требовать максимальную функциональность, следует присмотреться к мотоблоку. Но если вы простой дачник и ищите себе механического помощника только для земельных работ, этот агрегат станет причиной необоснованных дополнительных трат. Лучше остановиться на мотокультиваторе. Со своими задачами он справится ничуть не хуже, но стоит при этом в разы дешевле.

Также стоит отметить, что некоторые модели мотокультиваторов по своим характеристикам не уступают мотоблокам. Детальнее об этом поговорим уже совсем скоро.

Слева мотокультиватор, справа мотоблок.

Устройство и разновидности мотокультиваторов

Первые мотокультиваторы были созданы еще вначале XX века. Устройство приводилось в работу с помощью тяжелого электрического двигателя, для которого нужно было постоянное напряжение от сети. Все дело в том, что в то время не было компактных и одновременно мощных двигателей внутреннего сгорания. Как следствие, дачники уставали не меньше, чем после ручной работы, а кабель, который соединял устройство с сетью, значительно ограничивал радиус действия. Современные устройства избавились от различных недостатков их старых собратьев.

Если глубоко не вдаваться в технические особенности данных устройств, то можно сказать, что мотокультиватор состоит из следующих составных частей:

1. Силовой агрегат, в роли которго может выступать электрический двигатель или двигатель внутреннего сгорания; 2. Трансмиссия; 3. Ходовая часть; 4. Органы управления.

В зависимости от мощности и веса различают 3 вида мотокультиваторов:

  • Легкий;
  • Средний;
  • Тяжелый.

Легкий – бюджетный вариант для дачника-любителя

Их вес колеблется от 9 до 30 кг. А мощность, обычно в пределах 1 — 3,5 л. с. По сравнению с более мощными моделями, легкие мотокультиваторы имеют лишь один недостаток – невозможность использования на больших территориях. Максимальная площадь, на которой рекомендуется работать – 15 соток.

Однако есть в легких моделях и явные преимущества:

Доступная стоимость. Мощность такой техники невысока, что напрямую влияет на цену. Такие мотокультиваторы обойдутся дешевле остальных аналогов;

Мобильность. Транспортировка устройства обычно не вызывает никаких проблем. Мотокультиватор легко помещается в багажник авто. А относительно небольшая масса техники позволяет самостоятельно переносить ее;

Работа в труднодоступных местах. Легкий и компактный мотокультиватор обработает землю в углах, между грядками, возле деревьев и других местах, куда подойди с более габаритной техникой не получится.

Простейшие модели с мощность до 1,5 л. с. подойдут только для уже освоенных земель и способны проводить рыхление почвы на глубине до 10 см. Они обладают всего одной передней передачей, а скорость вращения фрезы составляет 130 оборотов в минуту. Плотно утоптанная земля или целина не поддастся на попытки слабого культиватора почвы, поэтому и спрос на них невысок. Но если ваши цели по работе с участком не глобальны, а земля уже ранее обработана, можете присмотреть устройство с подобной мощностью. Стоит также отметить, что такие основные узлы агрегата как, двигатели и редукторы у данных устройств не ремонтопригодны в виду их низкой рентабельности. Часто такие устройства оснащаются электрическими двигателями.

Но, как уже было сказано, сила легких мотокультиваторов может быть и выше – до 3,5 л.с. Такие устройства могут стать отличным помощником для садовода. Их масса – 20–30 кг. При этом культиваторы обладают уже не одной, а двумя скоростями. Первая выдает до 130 оборотов в минуту, вторая – примерно вдвое больше. Такая техника способна обработать землю на глубину до 20 см. Но ширина фрез, такого агрегата, обычно не превышает 35 см, что является недостатком, так как на обработку участка уйдет больше времени.

Легкий мотокультиватор в работе.

Средний – оптимальный вариант для садовода или огородника любителя

Эти устройства имеют вес 40 — 65 кг и мощность до 5,5 л. с. Они, как правило, оснащены тримя передачами (2 передние и 1 задняя), способны производить обработку почвы на глубину до 35 см, а ширина прохода составляет – до 85 см.

Этих характеристик вполне достаточно заядлым дачникам и даже фермерам и огородникам-полупрофессионалам. Зачастую используются на участках малой и средней площади, где требуется регулярная обработка почвы (2–3 раза в год).

Их вес в среднем 50 кг, что делает устройство устойчивым и придает дополнительный комфорт работе. К тому же у подобных мотокультиваторов достаточно мощности, чтобы дополнительно установить различное дополнительное оборудование приспособления, например, навесной плуг.

Еще одним достоинством является простота в обращении. Если вы никогда не брали в руки культиватор почвы, не волнуйтесь. Новое приобретение – это не заумный механизм, с которым без инструкции и «100 грамм» не разобраться. Все просто, надежно и эффективно.

Средний мотокультиватор в работе.

Тяжелый мотокультиватор или мотоблок

Часто такое устройство сравнивают с мотоблоком, их мощность составляет более 5,5 л. с, а вес более 70 кг. С ним уже можно вспахать обширные участки целины. Данный агрегат может использоваться как в небольших фермерских хозяйствах, так и огородниками любителями.

Их мощности достаточно для обработки территории в 1–2 га. Модели с 9 «лошадями» без проблем вспашут до 5 га. Глубина обработки почвы у таких устройств составляет 20 см, а ширина захвата фрез более 60 см. Устройство позволяет устанавливать различные дополнительные навесные компоненты и даже тележку. Последнюю мотокультиватор способен буксировать с массой до 300 кг (точный показатель зависит от выбранной модели). Главный недостаток устройства – высокая цена. Но учитывая характеристики техники, ничего удивительного в этом нет.

Тяжелый мотокультиватор в работе.

Как определиться с силовым агрегатом мотокультиватора

На культиваторах почвы устанавливают электрические двигатели и двигатели внутреннего сгорания.

Культиваторы с электрическими двигателями

Такие агрегаты приводятся в действие с помощью специального электрического мотора. В свою очередь, двигатель работает от сети, а соединяет их длинный кабель. Все как вначале XX века, только мощнее и легче. Кроме небольших габаритов, к достоинствам техники можно отнести и отсутствие вредных выбросов в воздух. При использовании устройства вам не придется вдыхать выхлопные газы, которых в воздухе и так с избытком.

А вот главным недостатком электрокультиватора является шнур. Во-первых, это ухудшает его мобильность, так как если поблизости нет розетки, вспахивать землю придется вручную. Во-вторых, нужно следить за сохранностью кабеля. При его повреждении фрезами есть вероятность удара током оператора, что может привести к травмам. Стоимость техники относительно невысока, но и высокой мощности ждать не стоит. Обычно она не превышает 2 — 3 кВт (примерно 2,7 — 4 л. с.).

Подойдет агрегат для вскапывания и обработки клумб, палисадников. Также используются и в закрытых помещениях, где культиваторы с двигателем внутреннего сгорания применять нельзя. Оранжереи, теплицы и зимние сады можно обрабатывать либо вручную, либо с помощью электрокультиватора. Брать лопату и грабли в руки мало кому хочется, а наличие выхлопных газов, которые оставляют после своей работы ДВС (двигатели внутреннего сгорания), в закрытых помещениях просто неприемлемо. Поэтому электрокультиватор – лучший вариант в этом случае.

Так же существуют культиваторы с электрическим двигателем работающие от аккумулятора без всяких кабелей. И это единственное заметное их отличие между упомянутыми выше моделями. Аккумулятор мобильнее, но в мощности не превосходит. Обычно он используется на небольших площадях при обработке только верхнего слоя почвы.


Мотокультиватор с двигателем внутреннего сгорания

Мотокультиваторы, работающие на бензине, пользуются наибольшей популярностью. В них практически нет ограничений по мощности. Единственное, что может оттолкнуть от покупки – высокая цена.

Бензиновые мотокультиваторы более сложные в обслуживании. Двигатель периодически следует чистить от остатков пыли и земли и выполнять другие процедуры по уходу. Пренебрежение ими может привести к возникновению неполадок, или даже к серьезной поломке. Из-за выброса выхлопных газов устройство нельзя использовать в закрытых помещениях.

Мотокультиваторы могут оснащаться двумя типами двигателей внутреннего сгорания: двухтактными и четырехтактными.

1. Двухтактные. Они дешевле и на 60–70% мощнее четырехтактных аналогов (при одинаковых габаритах). Но есть при этом недостатки. Первый – экономичность – двигатель расходует больше топлива. Второй – надежность и ресурс. Чтобы избежать серьезных поломок, следует использовать только качественное топливо и масло. Кроме того, нужно обязательно придерживаться рекомендуемых пропорций смешивания ингредиентов. В противном случае, поломка наступит гораздо раньше отведенного срока. По моторесурсу двухтактные двигатели всегда проигрывают четырехтактным. Кстати, ремонт «двухтактников» обычно обходится достаточно дорого. Поэтому испорченная техника отправляется не в мастерскую, а на свалку. Владелец же отправляется за новой покупкой. Встретить такой тип двигателя можно только на легких моделях культиваторов.

Мотокультиватор с двухтактным двигателем.

2. Четырехтактный. Этим двигателем оснащаются практически все новые модели. Первое ощутимое преимущество по сравнению с предыдущим вариантом – повышенная комфортность. Они могут похвастаться меньшим уровнем шума. Также отличается и масса. Четырехтактные тяжелее, что только улучшает работу техники при вспашке и рыхлении. Отличается двигатель и своей «чистотой». Вредных выбросов в воздух у «четырехтактников» гораздо меньше. И самое главное, техника с этим двигателем прослужит дольше.

Среди садоводов распространено мнение, что во время работы с бензиновым культиватором следует делать периодические перерывы для того, чтобы охладить мотор. Но на самом деле это вовсе необязательно. Чтобы поднять температуру за пределы нормы, нужно потратить далеко не один час. Кроме того, бак техники имеет ограниченный объем, которого хватает на несколько часов работы. Соответственно, время от времени придется прерываться на дозаправку. За эти несколько минут двигатель успеет остыть до следующей заправки (если она понадобится).

Мотокультиватор с четырехтактным двигателем.

Что нужно знать о трансмиссии

Вы уже знаете, какой мотокультиватор выбрать в зависимости от веса, мощности, типа двигателя и прочим факторам. Но для правильного выбора не стоит забывать и о трансмиссии. От типа редуктора и сцепления зависит многое: надежность, комфорт во время работы и компоновка мотокультиватора.

Редуктор агрегата

Редуктор предназначен для передачи крутящего момента от двигателя через сцепление на колеса или рабочие органы культиватора. От надежности этого узла во многом зависит продолжительность эксплуатации всего агрегата. Обычно в мотокультиваторах используется цепная, червячная или шестеренчатая передача.

1. Цепной редуктор. Цепная передача ставится на культиваторы почвы у которых коленчатый вал двигателя располагается горизонтально. Это наиболее популярное решение так как данный редуктор обладает наибольшим ресурсом при невысокой стоимости. При покупке культиватора с таким редуктором необходимо обращать внимание на то, является ли редуктор разборным. Если он разборный, то практически все поломки, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации можно устранить. Наиболее вероятными неисправностями являются: растяжение и обрыв цепи; повреждение звездочек, срезание шпонки на приводном волу. Все эти неисправности легко решаются при помощи сервисного центра или даже самостоятельно.

2. Червячный редуктор. При вертикальном расположении коленчатого вала, на легких культиваторах используется червячный редуктор. Он отличается своей относительно небольшой массой и компактностью. Установка таких редукторов на легкие культиваторы обусловлена тем, что они не выдерживают больших нагрузок. При помощи такого редуктора культиватор сможет взрыхлить уже обработанную землю, но на более серьездные вещи он не сгодится. Например данный вид редуктора не позволяет повесить плуг или прицепить прицеп т. к. это может привести к его поломке в ввиду высокой нагрузки.

Червячный редуктор отличается большими потерями на трении и быстрым износом латунной шестерни, а также ему свойственны нагрев и образование люфта выходного вала. Кроме этого, этот тип редуктора обладает неприятным эффектом самоторможения. Это значит, что во время толкания культиватора, его фрезы или колеса не будут проворачиваться, независимо от того, включено сцепление или нет. Для передвижения необходимы специальные колеса или сильные руки.

3. Шестеренчатый редуктор. Данный вид редуктора является самым надежным и рассчитан на длительную эксплуатацию. Как правило им оснащают мощные мотокультиваторы. Минусом такого устройства является его цена.


4. Шестеренчато — цепной редуктор. Является своего рода компромиссом между цепными и шестеренчатыми редукторами. Он повышает эксплуатационные свойства культиватора при этом не сильно добавляет к его стоимости.

Сцепление

На мотокультиваторах в обязательном порядке есть сцепление, которое бывает трех видов:

  • С выжимной муфтой (автолюбители поймут);
  • Ременное с установленным натяжным роликом;
  • Автоматическое центробежное (точно такое, что и на бензопиле).

Выжимная муфта устанавливается на профессиональные модели, которые предназначены для интенсивной и продолжительной работы. Оно является наиболее предпочтительным вариантом. Сцепление с натяжным роликом устанавливается на устройства из средней ценовой категории. Бюджетные мотокультиваторы оснащаются центробежным вариантом.

Задний ход

Хорошо когда мотокультиватор оснащен задним ходом. Это значительно облегчает его использование. Мотокультиваторы легкого класса, как правило, не имеют такого функционала.

Количество передач

Желательно, чтобы у культиватора было две и более передачи. Это делает агрегат более универсальным и удобным в применении.

Рекомендации по выбору мотокультиватора в зависимости от площади участка

Чтобы понять как выбрать недорогой и надежный мотокультиватор, следует правильно поставить цели, которые будет выполнять техника, а также определиться с площадью территории, на которой она будет применяться и ее производительностью. Производительность – площадь территории, которая была обработана культиватором за определенный временной отрезок. Этот показатель зависит от двух главных характеристик мотокультиватора: мощности двигателя и ширине захвата. Чем больше эти показатели, тем выше производительность.

Этот параметр нужно проверять еще перед приобретением и учитывать при этом размеры участка, на котором будут проводиться работы. Важно, чтобы мощности было достаточно. Но также вовсе необязательно тратиться на самые дорогие модели техники, если для работы хватит и средних культиваторов.

Многие садоводы, которым приходилось работать как с простыми, так и с более мощными мотокультиваторами, уверяют, что количество «лошадей» напрямую влияет на срок эксплуатации техники. Но так ли это на самом деле?

Напрямую – нет, а вот косвенно – да. Все дело в том, что нередко при работе со слабыми мотокультиваторами, огородники работают на пределе возможностей устройства. Соответственно, основные рабочие элементы быстрее выходят из строя. При этом если постоянно выжимать максимум из мощной техники, она также сломается. Однако преимущество заключается в том, что достичь предельных возможностей подобных мотокультиваторов практически невозможно. Таким образом, они всегда работают в «комфортных» условиях и служат гораздо дольше.

Площадь участка Рекомендуемая ширина захвата фрез, (см) Рекомендуемая мощность, (л .с.)
Менее 15 соток → 60 3.5
от 16 до 60 соток → 80 4.0
от 61 до 99 соток → 90 5.0
от 1 до 2 га → 90 6.0
от 2 до 5 га → 90 9.0

Обслуживание

Механизмы мотокультиваторов в работе и уходе неприхотливы. Единственный элемент, который нуждается в особом обслуживании – бензиновый двигатель (электрический достаточно просто чистить от пыли и земли).

При использовании бензинового культиватора следует придерживаться следующих правил:

Правило 1. Каждые 100 отработанных часов следует проводить замену масла. Моторное масло должно соответствовать следующим коэффициентам вязкости: 10W-30 для работы в летнее время. Поздней осенью, зимой и ранней весной лучше отдать предпочтение 10W-40.

Правило 2. Если техника долгое время стоит без работы, например с предыдущего сезона, рекомендуется слить остатки бензина или залить новое топливо;

Правило 3. Периодически необходима проверка фильтра очистки воздуха. В случае необходимость его нужно продуть или заменить на новый.

Правило 4. Редукторы могут быть как разборными, так и не разборными т. е. не обслуживаемыми. В разборных редукторах необходимо следить за смазкой.

Правило 5. Сцепное устройство требует периодической очистки от грязи.

Теперь вы знаете, какой мотокультиватор лучше купить для дачи или вашего огорода. Правильно определяйтесь с целями и задачами, которые ставите перед техникой. Рассчитывайте бюджет и технические характеристики. Тогда подобрать достойный аппарат не составит труда.

> Примите участие в опросе
Вам будет интересно

Что выбрать

Как же выбрать что купить? Что лучше, мотоблоки и мотокультиваторы? Зависит от размеров участка, который вы планируете обрабатывать, перечня работ, которые хотите автоматизировать, почв на участке.

Что выбрать? Мотоблок или мотокультиватор

Где и для чего лучше использовать мотокультиваторы

Для дачи, сада, огорода площадью до 10-15 соток вполне достаточно мотокультиватора. Особенно если почвы легкие. Рыхление почвы и обработку междурядий это устройство проводит хорошо, но работает, как правило, на одной скорости. Только некоторые, более дорогие модели могут иметь две скорости, еще реже встречается возможность сменить направление движения (задний ход).

Основное оборудование — фрезы. Для разной ширины междурядий бывают они разного размера. Замена фрезы занимает мало времени, что удобно. Со вспашкой могут справиться только самые тяжелые и мощные (читай — дорогие) модели, да и то, на легких и средних почвах. Причем о глубокой обработке речь не идет.

Небольшие мотокультиваторы — лучший выбор для обработки небольших участков

Некоторые владельцы на более мощные модели приспосабливают окучиватели. Качество обработки далеко не всегда высокое. Оно нормальное только на легких почвах. Даже при предварительном рыхлении междурядья приходится подправлять вручную. Хотя работа, безусловно, намного легче.

Колесо, чаще всего, одно — центральное, цельнолитое. То есть, во время работы потребуются некоторые усилия чтобы удержать орудие в стабильном положении. В общем, для стандартного дачного участка мотокультиватор — отличный выбор. Для больших площадей требуется более мощное оборудование.

Область применения мотоблоков

Если площадь обрабатываемого участка превышает 20 соток, имеет смысл купить мотоблок. В отличие он моторизованных культиваторов они имеют несколько скоростей передачи, возможность заднего хода. Скоростей обычно немного, 2-3 при движении вперед и 1-2 при движении назад.

Мотоблоки нужны при больших площадях

Количество навесного оборудования у мотоблоков больше: кроме фрез, можно ставить плуг, косилку, окучиватель. За счет большей мощности обработка почвы идет быстрее, возможна большая ее глубина. Глубина меняется за счет установки утяжелителей, которые опускают фрезу или плуг ниже.

Мотоблоки имеют два пневмоколеса, за счет чего более стабильны. Усилия при работе минимальны, приходится лишь контролировать направление.

Деление на классы

Мотоблоки и мотокультиваторы делят на три класса. Выбор класса зависит от типа обрабатываемой почвы и площади участка. Различают легкие, средние и тяжелые культиваторы и мотоблоки.

  • Легкие. Подходят для обработки легких, причем ранее уже обработанных почв. Отличаются небольшой мощностью и весом, как правило, имеют небольшую зону обработки за один проход. Это — культиваторы для дачи, небольшого сада и огорода с ежегодной обработкой почвы. Отличаются высокой маневренностью. Но, из-за небольшого веса приходится прилагать значительные усилия для стабилизации их положения. Особенно это сказывается на работе с легкими мотокультиваторами — приходится хорошо давить, чтобы фреза оставалась на нужной глубине. Осваивать новые участки с техникой этого класса очень проблематично и может привести к быстрому износу.

    Мотокультиваторы разных классов

  • Средние. Пригодны для работы на средних по плотности почвах. Благодаря более солидному весу обработка возможна на большую глубину. Также может использоваться на дачах, но хорошо работает уже и на суглинках средней «тяжести», плодородных почвах. За счет большего веса техника более устойчива, не выпрыгивает из земли при работе. Маневренность по-прежнему высокая. Мотоблоки среднего класса подходят для обработки участков до полугектара, с мотокультиваторами этого типа работа идет быстрее, хотя на обработку больших территорий они не рассчитаны.

    Мотоблоки — легкие, средние, тяжелые — для участков разной площади

  • Тяжелые. Универсальные агрегаты для обработки любого вида почв, в том числе и для возделывания целины. Пригодны для перевозки урожая, для работы с другими навесными орудиями (косилкой). Целесообразно покупать, если в обработке больше гектара тяжелых почв или два и больше — легких. За счет большего веса и габаритов маневренность меньше, но ширина полосы обработки и возможная глубина — больше.

В общем, мотоблоки и мотокультиваторы по классам выбрать несложно. Для дач подойдут легкие и средние модели мотокультиваторов, для фермерских хозяйств больше подходят мотоблоки. По классу придется определяться по почве и размерам обрабатываемого участка.

Тип двигателя и его параметры

Мотоблоки и мотокультиваторы оснащены двигателем. От его типа и мощности зависит скорость и глубина обработки, возможность работы с грунтами разных типов, размеры используемых орудий. В общем, выбор двигателя — важная задача.

Выбрать мотоблок и мотокультиватор надо по типу двигателя

Тип движка

Мотоблоки и мотокультиваторы выпускаются с двигателями трех типов:

  • Электрический двигатель. Электродвигателем оснащаются небольшие модели для обработки участков площадью в 5-6 соток. Именно эти устройства идеальны для работы в теплицах, где использование двигателей внутреннего сгорания невозможны из-за закрытого пространства. Также это самый недорогой культиватор для дачи. Разброс цен — от 100 $ 600$. Есть совсем небольшие агрегаты потребляемой мощностью от 0,75 кВт (-3 лошадиные силы), есть более солидные — с мощностью двигателя до 2,2 кВт (до 7 лошадей). Из особенностей выбора — обратить внимание на фазность сети (380 В или 220 В), длину шнура и тип его крепления.

    Электрический двигатель бывает только у легких мотокультиваторов

  • Бензиновый двигатель. Мотокультиваторы и мотоблоки легкого и среднего класса оснащаются 2-х тактными бензиновыми двигателями, тяжелые и некоторые более габаритные средние оснащены 4-х тактными. При выборе надо обращать внимание на объем двигателя и его мощность. Чем больше эти параметры, тем большую «тягловую» силу имеет агрегат. Цены от 120 до 500 $ (есть и более дорогие модели, в основном европейского производства).
  • Дизельный двигатель. Дизелями оснащаются модели среднего и тяжелого класса, причем ставятся они почти исключительно на мотоблоки и лишь некоторые культиваторы тяжелого класса могут иметь такой движок. Двигатели преимущественно 4-х тактные, одноцилиндровые. При выборе надо смотреть также объем двигателя и его мощность. Цены от 500 до 2000 $.

Чаще всего выбирают бензиновый двигатель. Дизельные, конечно, более экономичны во время эксплуатации, но очень уж отличается цена на модели со сходными характеристиками. Так что чаще всего выбирают мотоблоки и мотокультиваторы с бензиновыми движками.

Тип редуктора

Редуктор — это узел, передающий крутящий момент в коробке передач. Тип редуктора влияет на долговечность агрегата, на уровень шумов при работе, на плавность изменения скоростей. В общем, это — важный узел.

Редуктора на мотоблоках и мотокультиваторах бывают:

  • Червячный редуктор. Распространен на одноступенчатых коробках передач, которыми оснащаются легкие культиваторы. Червячная передача малошумная, отличается плавной работой и низким уровнем шумов, высоким КПД. Недостаток — недолговечность.
  • Цепной редуктор. Ставится на легкие и средние мотоблоки и средние/тяжелые мотокультиваторы. На оси двигателя имеется ведущая звездочка, на рабочем валу — ведомая. Соединяются они цепью. Изменяя передаточное число, меняют усилие на рабочей оснастке, благодаря чему можно подбирать требуемое для каждой работы усилие. Цепной редуктор может быть разборным и неразборным. В разборном можно заменять изношенные части (звездочки). Неразборный заменяется целиком. Недостаток цепного редуктора — высокий уровень шумов.

    Цепной редуктор шумный, но легко ремонтируется

  • Шестеренчатый редуктор. Состоит из набора комбинируемых шестеренок. Такие редуктора стоят на средних и тяжелых мотоблоках, на культиваторах их не найти. Самая надежная коробка передач, рассчитанная на большие нагрузки, но и самая дорогая. В бюджетных моделях ее не найти. Из недостатков — дорогое обслуживание.

    Шестеренчатый редуктор — самый надежный

Собственно, выбор на самом деле небольшой. Культиваторы в основном, оборудованы червячными редукторами. Только на некоторых, более дорогих тяжелых ставят цепные. Легкие и средние мотоблоки (даже бюджетные тяжелые) оснащены цепными редукторами и только на дорогих тяжелых стоят шестеренчатые передачи.

Количество скоростей

У недорогих легких и средних мотокультиваторов нет коробки переключения скоростей и они работают всегда с одинаковым усилием. Для простых однотипных работ — рыхления — это нормально. У более мощной техники — тяжелых культиваторов и всех мотоблоков — есть коробка. Количество скоростей — от 2 до 8. Чем больше скоростей, тем точнее можно подобрать усилие для конкретной работы. Это, в конечном счете, экономит топливо.

Количество скоростей — важно для удобства работы

Еще более «продвинутые» модификации имеют возможность смены направления движения — могут двигаться назад. Это удобно на ограниченном пространстве, но коробка передач сложнее, стоимость ее выше. Количество скоростей при обратном движении меньше — от одной до трех.

Коробки передач с реверсом могут быть механическими и автоматическими. Автоматические меняют направление во время движения, на механических для обратного хода надо сначала остановиться, затем переключить передачу. Понятно, что автоматические более сложные, стоят дороже (и в обслуживании тоже).

Мотокультиваторы: параметры выбора, какой лучше, цены, отзывы

Начнем с того, как выбрать мотокультиватор, по каким параметрам делать выбор. Затем рассмотрим самые популярные модели, их достоинства и недостатки, цены.

Мотокультиваторы — сложно выбрать лучший

Критерии выбора

Общие параметры уже описали выше: это класс, мощность, тип двигателя, редуктора и количество скоростей. Тут коротко перечислим основные критерии выбора и возможный разброс параметров. Вот на что обращаем внимание при выборе моторизованного культиватора:

  • Направление вращения фрез. Бывает прямое и
  • Скорость вращения фрез (для моделей, Которые работают на одной скорости).
  • Количество фрез в комплекте и их размеры.
  • Ширина обработки. От 15 см до 110 см.
  • Глубина обработки. От 15 см до 25 см
  • Тип колес. Неплохой вариант — из литой резины, но лучший — гидравлические (ставят на некоторые тяжелые модели).

Мотоблоки хороши в работе

Еще в каждом классе обращайте внимание на массу. Она изменяется в довольно широких пределах:

  • легкие мотокультиваторы — от 9 кг до 40 кг (самые легкие — с электродвигателем);
  • средние — от 40 кг до 80 кг;
  • тяжелые — от 80 кг до 140 кг.

Выбор по массе тоже не совсем однозначный. С одной стороны, чем меньше масса, тем лучше маневренность. С другой — чем более тяжелое оборудование, тем больше глубина обработки (хотя зависимость не прямая, многое зависит от конструкции). Плюс большей массы еще в том, что более тяжелые агрегаты можно нагрузить самодельными приспособлениями и использовать их на нехарактерных работах.

Популярные модели, отзывы, цены

Нева — популярные мотокультиваторы отечественного производства (Питерский завод «Красный Октябрь»). Они разработаны с учетом сложных почв, которые характерны для России, так что на культиваторах среднего класса стоит шестеренчатая передача. Из дополнительных плюсов — устойчивая конструкция, виброгашение. Так что работать приятно, отзывы — на 4 или 5 по пятибальной шкале. Характеристики некоторых моделей мотокультиваторов Нева собраны в таблице.

Модель Класс Ширина/глубина обработки почвы Количество и размер фрезы Двигатель Мощность, объем Количество скоростей Трансмиссия Цена
Нева МК-80-Б6.0 средний 71-98 см (глубина не указывается) 6 шт бензиновый, 4х тактный, 6 л.с. / 163 куб. см 1 без коробки, цепной редуктор, передача ременная 420$
Нева МК-80Р-С5.0 средний 60-100 см/ глубина 16 см 6 шт бензиновый 5 л.с. / 183 куб. см 1 вперед, 1 назад без коробки, цепной релуктор 500$
Нева МК70-Б5,0 RS средний 35-97 см / глубина 16 см 6 шт бензиновый, 4х тактный 3,7 л.с. / 163 куб. см 1 вперед без коробки 380$
Нева МБ-С-6.0 тяжелый 65-100 см / глубина 16 см бензиновый, 4х тактный 6,1 л.с. / 205 куб. см 4 вперед, 2 назад механика, цепной редуктор 620 $

Есть еще отечественные мотокультиваторы Крот. Под этим названием выпускает оборудование завод ОАО «ММП им. В.В. Чернышева» г.Москва. Раньше эта марка выпускалась омским заводом им.П.И.Баранова. Под маркой «Крот» есть еще несколько китайских агрегатов. Так что при выборе надо быть аккуратным, и уточнять, какой именно производитель.

Модель Класс Ширина/глубина обработки почвы Двигатель Мощность, объем Количество скоростей Трансмиссия Цена
КРОТ МК-1А-02 средний 35-60 см / глубина до 25 см Двухтактный карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением 2.6 л.с 1 420$
КРОТ МК-4-03 средний 60-90/ глубина 25 cм бензиновый 4 л.с. 1 вперед, 1 назад цепной редуктор 390$
Крот МК-9-01 средний 40-90 см / глубина 26 см бензиновый, 4х тактный 5,5 л.с. / 168 куб. см 1 вперед, 1 назад без коробки, ременная передача 320$
КРОТ МК-455 средний 60 см / глубина 25 см бензиновый, 4х тактный 4 л.с. 1 вперед, 1 назад червячный редуктор, ременная передача 340 $

Есть еще российские моторизованные культиваторы завода СоюзМаш (марка «Вятка»). Они менее известны, есть далеко не в каждом магазине. По оценкам пользователей качество где-то на 4.

Мотоблоки: какой лучше, цены отзывы

Как уже говорили, мотоблоки предназначены для обработки больших площадей, справляются с разработкой целины. Основные параметры те же: тип двигателя (бензин или дизель), тип передачи, мощность, количество скоростей. Есть еще специфические, характерные именно для этого оборудования.

При работе мотоблоками физические усилия нужны для удержания в требуемом положении

Отслеживать надо:

  • класс,
  • параметры обработки почвы (ширина и глубина);
  • объем бака для топлива;
  • тип коробки передач (механика или автомат).

Использовать можно с различными навесными орудиями

На что еще стоит обратить внимание, так это на количество навесного оборудования, которое может с этим агрегатом эксплуатироваться. Но это надо уточнять у продавцов, так как в технических характеристиках такие «мелочи» не пишут.

Лучшие модели по отзывам

Перечень составлен на основе отзывов владельцев. В рейтинг попали мотоблоки разных классов, но оценка у них не ниже «4» баллов из пяти.

  • CAIMAN VARIO 70S TWK+. Мотоблок легкого класса, оснащен бензиновым двигателем Subaru-Robin на 7 лошадиных сил. Глубина обработки — до 32 см. Отмечается надежность и устойчивость агрегата, возможность использования для вспашки целины, перевозки грузов. Сборка французская, цена — около 1000$.
  • КаДви Ока МБ-1Д1М10. Средний мотоблок с двигателем Lifan 168F-2A на 6 лошадиных сил. Механическая коробка передач, 2 скорости вперед, 2 назад. Цепной редуктор с ременной передачей. Отмечается хорошая работа на целине, но туговато переключаются скорости, отмечено подтекание масла. По отзывам — 4. Цена — 470$.

    Мотоблок КаДви Ока МБ-1Д1М10 имеет хорошие отзывы

  • Нева МБ-23Б-8.0. Мотоблок среднего класса. Бензиновый двигатель Briggs and Stratton на 8 лошадиных сил. Механическая коробка передач, 4 скорости вперед, 2 назад, шестеренчатый редуктор. Из недостатков указана тугое переключение передач и отсутствие электростартера. В остальном работа нормальная. Цена — 880$.
  • Салют 100-6,5. Легкий класс, двигатель Lifan 168F-2B на 6,53 лошадиных силы. Механическая коробка с двумя скоростями движения вперед и одной- назад. В отзывах отмечается хорошая «тяговитость», легкий старт, уверенная маневренность. Цена 500$.

Это далеко не все мотоблоки и мотокультиваторы. Только те, которые попались на глаза, и которые имели хорошие отзывы.

Мотоблок — характеристики и лучшие модели механического помощника

Мотоблоки повсеместно появились не так давно. Еще 30 лет тому назад их в нашей стране не выпускали. Причина тому проста — в колхозах, которые были основной формой хозяйствования в СССР, землю обрабатывали мощными тракторами.
Лишь некоторые «кулибины» создавали подобие мотоблока для обработки личного участка из подручных средств. Такие самоделки сразу же становились предметом зависти всех односельчан. Еще бы — ручной, многофункциональный инструмент для обработки земли — это просто мечта советского земледела или дачника.

Но с распадом СССР началась новая эпоха — время мотоблоков. Крупные хозяйства стали распадаться. Их место стали занимать ЛПХ и небольшие фермы. Для таких хозяйств купить полноценный трактор — очень сложно, да и часто — незачем. Мотоблок вполне справлялся со всеми работами, заменяя сразу несколько видов техники.

С ростом популярности мотоблоков, росло и количество их производителей и моделей. На данный момент разнообразие этой техники настолько велико, что очень сложно определиться с выбором.

Какие работы способен выполнять мотоблок? Навесное оборудование

Те, кто никогда не пользовался мотоблоком, предполагают, что его функции ограничиваются обработкой почвы. Но это далеко не так, и счастливые обладатели данного «мини-трактора» могут с помощью него выполнять следующие работы:

Вспашка земли

С помощью специального небольшого плуга, который является навесным оборудованием для мотоблока, действительно пашут землю. Чем больше мощность мотоблока — тем эффективнее вспашка. Так наиболее мощные модели можно смело отправлять на поднятие целины.

Мотоблок способен значительно сэкономить силы и время дачникам и владельцам небольших подсобных хозяйств. Он позволяет вспахать землю быстро и достаточно качественно. При этом можно забыть о муках с лопатой или найме трактора, который перелопатит весь участок, оставив за собой множество огромных комьев.

Кроме того, качество почвы, обработанной мотоблоком, значительно выше, чем при вспашке лопатой или даже мотокультиватором. Причина тому — вскрытие глубинных слоев почвы и тщательное перемешивание грунта. Это позволяет как следует насытить почвенный слой кислородом, и как результат — повысить урожайность земли.

Боронование

Мотоблок может оснащаться еще одним видом навесного оборудования — бороной. Борона представляет собой специальную насадку с зубьями.

При бороновании мотоблоком измельчается верхняя сухая земляная корка, образующаяся от пересыхания почвы под воздействием солнца.

Боронование — один из самых эффективных методов удаления сорняков.

Важность боронования — это создать возможность кислороду поступать к корням растений. Кроме того, без этой процедуры нарушается насыщение влагой корневой системы растений.

Окучивание

Любой огородник, выращивающий картофель или, скажем, клубнику непременно оценит и такую функцию мотоблока как окучивание. С помощью навесного окучника мотоблок способен поднимать борозды для осуществления вентиляции клубней.

Посадка и сбор урожая

Не смогут сдержать эмоций любители картофеля и от еще двух навесных агрегатов для мотоблока. Это картофелесажалка и картофелекопалка. Сажать и собирать урожай картофеля мотоблоком в разы быстрее.

Кроме того на рынке представлены и специальные сеялки для посева семян практически любых огородных растений.

Перевозка

Соединив мотоблок с прицепом, можно получить своеобразный мотороллер. Да скорость его будет не велика. Зато грузы он перевезет как заправский мини-трактор — вы поразитесь на что способен этот малыш.

Его не пугают не мешки с цементом, ни тюки с удобрениями, ни горы вашего урожая. Да и вы сами сможете передвигаться почти в с полным комфортом — восседая на «каблучке» и представляя себя то ли трактористом, то ли ямщиком.

Зимние работы мотоблока

В зимнее время мотоблок легко оборудуется в машину для уборки снега. При этом можно использовать целый набор навесного оборудования.

Например, после сильного снегопада для расчистки пешеходных дорожек подойдет снегосбрасыватель. Мотоблок, оснащенный этим инструментом легко может выгрести даже глубокий снег и выбросить его на обочину дороги.

Если снегопад был несильный, а снег еще не успел слежаться — подойдут снегоочистительные щетки, которые помогут вычистить все пешеходные дорожки.

Для уборки затвердевшего, слежавшегося снега можно использовать специальную снегоуборочную лопату. Она оснащена ножами для устранения слежавшегося снега.

Устройство мотоблока

Мотоблок — на самом деле довольно простое механическое средство. Он состоит из нескольких основных узлов: двигателя, трансмиссии, сцепления, редуктора и вала отбора мощности.

Рассмотрим их более подробно.

Двигатель мотоблока. Современные мотоблоки оснащаются тремя видами двигателей: бензиновым, дизельным или электрическим.

Электрические мотоблоки встречаются редко. Связано это с тем, что их мощность невелика, соответственно функционал их ограничен.

Дизельные мотоблоки являются самыми мощными, но и самыми дорогими. Хотя они наиболее экономичны по сравнению с бензиновыми, кроме того они более надежны. Но все определяет высокая цена — поэтому их тоже не часто встретишь в простом российском хозяйстве.

А вот мотоблоки с бензиновым двигателем — самые распространенные.

Трансмиссия мотоблока. Представляет собой систему узлов, которая предназначена для передачи крутящего момента с двигателя на колеса и рабочий орган мотоблока. Существуют несколько типов трансмиссий, которые устанавливаются на различные типы мотоблоков.

На легкие мотоблоки в основном ставится зубчато-червячная трансмиссия. Она включает в себя два редуктора: зубчатый (верхний) и червячный (нижний). Иногда такие трансмиссии оснащаются валом отбора мощности.

На мотоблоки средней мощности чаще всего устанавливается ременно-зубчато-цепная трансмиссия. В ней вращение двигателя на вал редуктора передается посредством ремня. В то же время вал редуктора через цепь подает вращающий момент на навесное оборудование или колеса.
И, наконец, зубчатая трансмиссия ставится на тяжелые мотоблоки. Ее конструкция во многом схожа с трансмиссией трактора. Благодаря зубчатой трансмиссии мотоблоки имеют несколько скоростей (как вперед, так и назад).

Редуктор. Эта деталь, на которую стоит обратить внимание при выборе и покупке мотоблока. Редуктор непосредственно влияет на надежность и срок эксплуатации «мини-трактора». Служит он для передачи мощности с вала двигателя на рабочий орган мотоблока.

Предпочтительнее модели с разборным редуктором. Такие редукторы ремонтопригодны. К тому же если из строя выйдет лишь часть агрегата, то ее легко заменить, а не покупать новый мотоблок.

Вал отбора мощности. Данный механизм унаследован мотоблоком от трактора. Этот агрегат необходим для работы навесного оборудования.

Какова мощность мотоблока, и как ее выбрать?

Именно по фактору мощности все мотоблоки подразделяются на три вида.

Виды мотоблоков в зависимости от мощности

Итак, как мы уже указывали раньше все мотоблоки по параметру мощности подразделяются на:

  • легкие;
  • средние;
  • тяжелые;

Легкие Мотоблоки

Этот вид мотоблоков имеет двигатели мощностью до 5 лошадиных сил. На выполнение тяжелых работ с плугом на твердом грунте они практически не способны из-за малой мощности, так как быстро перегреваются и не могут тащить плуг.

Для легких мотоблоков подойдут и легкие работы в небольших личных подсобных хозяйствах — рыхление и культивация легкой почвы.

Средние Мотоблоки

Это уже более серьезная техника с мощностью мотора в среднем до 8 лошадиных сил. Зачастую они оснащены многоступенчатой трансмиссией и задним ходом.

Оснащение валом отбора мощности — позволяет средним мотоблокам использовать навесное оборудование. В этой линейке мотоблоков уже появляются дизельные модели.

Тяжелые Мотоблоки

Эти машины уже больше походят на мини-трактор. И не мудрено — их вес часто превышает 100 кг, а двигатель развивает мощность свыше 10 лошадиных сил.

Все тяжелые мотоблоки оснащаются валом отбора мощности и готовы к работе с любым навесным оборудованием.

Большие мотоблоки имеют расширенные характеристики, которые несомненно превосходят возможности мотоблоков легких или средних. Кроме того они более надежны из-за использования комплектующих с более высокой износостойкостью.

Работоспособность таких машин тоже впечатляет — некоторые модели способны работать сутками в прямом смысле этого слова.

Конечно, все эти преимущества существенно отражаются на цене тяжелого мотоблока. Хотя, если размеры вашего хозяйства достаточно велики, а список необходимых работ постоянно растет — то покупка тяжелого мотоблока может значительно сэкономить вам силы, время, а в последствии и деньги.

Советы по покупке мотоблока

Как и при покупке любой техники, цена мотоблока напрямую зависит от его оснащенности. Как выбрать мотоблок? — по своим нуждам и финансовым возможностям. Самая дешевая — базовая комплектация. Чем больше оборудования установлено на агрегат — тем соответственно выше его цена.

В связи с вышесказанным до покупки мотоблока четко выделите и запишите те задачи, которые должен выполнять этот агрегат в вашем хозяйстве. Исходя из списка задач и выбирайте модель и комплектацию.

При выборе модели мотоблока уточните, что уже входит в базовую комплектацию машины. Разные модели могут иметь разное оснащение даже в базовой комплектации.

Внимательно рассчитайте необходимую мощность мотоблока. Учитывайте, какой тип почвы на вашем участке. При легкой рыхлистой почве можно выбрать более низкую мощность двигателя мотоблока. Если почва тяжелая и плотная — придется обратить свой выбор в сторону более мощных моделей.

Выбрав определенную модель мотоблока, уточните какой срок гарантии предоставляется на технику. Важным моментом является и вопрос присутствия сервисного центра, обслуживающего данную марку, в вашем регионе.

Что касается дополнительного навесного оборудования — не стоит бросаться как кот на масло и сразу покупать все подряд. Обычно сначала покупают только оборудование для культивации почвы. Остальное — приобретается по мере необходимости. Так вы сможете сэкономить приличную сумму.

Популярные модели мотоблоков

Российские мотоблоки

В группе легких и средних мотоблоков можно выделить популярный среди потребителей агрегат Нева МБ-1Б-6,0ФС. Данная модель отличается доступной ценой — в среднем 45 000 рублей при достаточно хорошем оборудовании.

Разработанный производителем редуктор «МультиАгро» позволяет мотоблоку работать на трех передних передачах и одной задней. А с помощью откидного щитка можно осуществлять перестановку ремня, что добавляет дополнительные передачи.

Характеристики Нева МБ1-Б-6,0ФС

  • Двигатель: Briggs&Stratton RS950 производства США 4-х тактный
  • Мощность: 6 л.с.
  • Масса: 75 кг
  • Количество передач: (3+1)х2
  • Ширина культивации (захват): 86-127 см
  • Глубина обработки почвы: 20 см
  • Топливо: бензин

Другой моделью мотоблока Нева является МБ1-Н «МультиАгро». Данный сельхоз-инструмент предназначен для работ на небольших и средних участках с суглинистой почвой.

Мотоблок МБ1-Н «МультиАгро» демонстрирует высокие тяговые возможности при меньших затратах мощности.

Характеристики МБ1-Н «МультиАгро»

  • Двигатель: Honda производства Японии

  • Мощность: 5,8 л.с.

  • Масса: 75 кг
  • Количество передач: (3+1)х2
  • Ширина культивации (захват): 86-127 см
  • Глубина обработки почвы: 20 см
  • Топливо: бензин

Луч МБ1 (Ока МБ1) — мотоблок был разработан еще в 80-ч годах прошлого века. Его отличает простота конструкции, прочность и износостойкость конструкции и высокая ремонтопригодность.

Несмотря на то, что мотоблок Луч МБ1 не претендует на место идеала сельхозтехники, его конструкцию успешно переняли и успешно выпускают подобную технику под другими марками ряд отечественных и китайских производителей. Причина тому — универсальность мотоблока.

Предназначен Луч МБ-1 предназначен для обработки небольших участков земли в ЛПХ и на даче. Хорошо работает на легких почвах, на глиняных — заметно «устает».

К недостаткам мотоблока Луч можно отнести высокую массу. Справиться с такой тяжелой машиной сможет только физически подготовленный человек.

Характеристики мотоблока Луч МБ-1 (Ока МБ-1)

  • Двигатель: ДМ-1 4х тактный производства России (аналоги мотоблока комплектуются зарубежными двигателями)
  • Мощность: 5 л.с.
  • Масса: 100 кг
  • Количество передач: (3+1)х2
  • Ширина культивации (захват): 71-120 см
  • Глубина обработки почвы: 20 см
  • Топливо: бензин

Согласно отзывам пользователей и статистике второе место по популярности в России после «Невы» занимают мотоблоки «Салют».

Главным преимуществом мотоблока Салют является шестеренчатый редуктор. Все дело в том, что такие редукторы обычно ставят только на тяжелые мотоблоки, а машины средней мощности оборудуются цепной передачей. Данный редуктор способен выдержать большие нагрузки, и имеет повышенную стойкость к внешним ударам камней и твердых комьев земли.

Низкий центр тяжести мотоблока защищает его от опрокидывания. Кроме того, «Салют» оборудован легкосъемными рулем и колесами, что снижает его время сборкиразборки и повышает транспортабельность.

Характеристики мотоблока Салют 5/Салют 100

  • Двигатель: 4-х тактный Honda GX200 Япония / LIFAN 168F-2B / Briggs&Stratton Vanguard 6,5
  • Мощность: 6,5 л.с.
  • Масса: 78 кг
  • Количество передач: 4 передних, 2 задних
  • Ширина культивации (захват): 36-80 см
  • Глубина обработки почвы: 25 см
  • Топливо: бензин

Японские мотоблоки — лучшие мотоблоки в мире

«Kubota» — один из самых надежных производителей. Наиболее популярная модель — Kubota K1-8 позволит обрабатывать даже большие участки. Модель обладает низким уровнем шума. Но главное преимущество мотоблоков — их компактность.

Характеристики мотоблока Kubota K1-8

  • Двигатель: 4-х тактный Honda GX200 Япония / LIFAN 168F-2B / Briggs&Stratton Vanguard 6,5
  • Мощность: 8 л.с.
  • Масса: 160 кг
  • Количество передач: 4 передних, 2 задних
  • Водяное охлаждение

Если нужен более легкий мотоблок, то стоит обратить внимание на марку «Кайман». Мотоблоки этого производителя имеют высокую надежность и ремонтопригодность.

Да и 3 года гарантии не могут не радовать.

Характеристики мотоблоков Кайман

  • Двигатель: Subaru EP 17 OHC 2-х или 4-х тактный

  • Мощность: 5-7 л.с.
  • Количество передач: 2 передних, 1 задняя

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *